Что значит иметь слух

Музыкальный слух: что это такое и можно ли его развить?

Что значит иметь слух

Любишь ли ты музыку так, как любим ее мы в редакции Men's Health? Наверняка да, и это прекрасно. Нам ведь с тобой давно известно, что:

  • музыка может облегчить физический труд, будь то гребля на галере или уход за огромным газоном;
  • в офисе прослушивание любимой музыки позволяет снизить усталость, которая накапливается за рабочее время, успокоить нервы и снять раздражительность;
  • музыка повышает энтузиазм и помогает расслабиться;
  • занятия музыкой помогают в изучении иностранных языков;
  • музыка укрепляет ум: как обнаружили итальянские ученые, быстрая музыка вызывает дополнительный прилив крови к мозгу по сравнению с более медленной или тишиной;
  • доказано, что музыка помогает бегунам и велосипедистам: первые ощущают, что тратят меньше усилий, а их выносливость повышается на 15%, а вторые используют меньше кислорода, когда крутят педали под музыку;
  • приятная музыка позволяет эффективно блокировать память о неудачах, повышая общую эффективность спортсмена;
  • и наконец, учеными отмечена эффективность музыки в снижении боли у онкологических больных, улучшении реакции их иммунной системы, снижении их тревожности и других психологических и физиологических симптомов. 

А вспомни, как часто ты представлял себя на сцене с микрофоном, исполняющим хит любимой команды? Некоторые из нас прямо-таки бредят этим видением и стремятся использовать любую возможность, чтобы его воплотить.

Но, увы, как бы ни старались горе-вокалисты, как бы громко ни пытались голосить любимые строчки и в караоке, и в веселой компании, и даже наедине с самыми близкими людьми, максимум, что им достается, — это сочувственные взгляды, в которых ясно читается мольба: «Чувак, завязывай производить ртом эти душераздирающие звуки!» В особо тяжелых случаях барные вокализы заканчивались мордобоями, после которых редакционные певцы, потирая свежие синяки и ссадины, жаловались на вселенское непонимание и человеческую нечуткость. Чтобы им помочь, мы решили разобраться, можно ли вообще развить у себя музыкальный слух. Выяснилось, что очень даже можно!

Что вообще это такое?

Музыкальный слух — это возможность человека полноценно воспринимать музыкальную палитру произведения и всесторонне и адекватно ее оценивать, а также воспроизводить. Определить, насколько развит музыкальный слух у тебя, очень просто.

  • Выбери любимую композицию.
  • Прослушай ее один раз, а затем попробуй самостоятельно, а капелла (то есть без сопровождения), пропеть мелодию песни, удерживаясь при этом в ритме.
  • Соседи бешено застучали по водопроводной трубе? Извини, похоже, со слухом у тебя неважно. Погоди, или ты исполнял что-то из Napalm Death?

Но не расстраивайся. Музыкальный слух либо дается человеку от природы, либо его воспитывают со временем упорными тренировками. Как установили ученые, в слуховой зоне нашего мозга расположен пучок нервных окончаний, отвечающий за музыкальный слух. И если его регулярно и правильно стимулировать, то дело в итоге пойдет на лад.

Кроме того, если мелодию ты не очень-то и переврал, но постоянно вылетаешь из ритма и темпа, то тебе нужно поработать над координацией слухового и ого аппаратов — да, и это можно прокачать.

Разновидности музыкального слуха

Из почти 20 видов музыкального слуха мы выделим 6 самых важных для нас в рамках этой статьи.

Абсолютный слух

Достаточно редкий врожденный талант, дающий его обладателю возможность точно определять музыкальную ноту (высоту тона) абсолютно любого звука, не сравнивая его с камертоном (то есть известным идеалом).

При всех своих плюсах может доставлять приличное количество неудобств вроде сложностей с изучением иностранных языков, а главное — никакого отношения не имеет к музыкальности и не гарантирует карьеры Святослава Рихтера или Мстислава Ростроповича.

Внутренний слух

А вот способность точно представить музыкальное произведение, его мелодию и звучание отдельных инструментов значительно важнее для твоего музыкального будущего. Скажем, если ты вдруг (не дай бог) оглохнешь, то все равно сможешь сочинять песни для твоей группы, просто проигрывая их в голове, — вспомни Людвига нашего ван Бетховена.

Относительный (интервальный) слух

Способностью определять высоту музыкальных звуков, сравнивая их с уже известными, обладают большинство успешных музыкантов, не имея при этом слуха абсолютного. И вот как раз это умение вполне можно развить.

Ритмический слух

Говоря сухим академическим языком, это способность различать длительность звучания нот в их последовательности, их силу и слабость, а также чувствовать темп, то есть изменение скорости звучания музыки. А на деле наличие ритмического слуха означает, что ты способен поймать ощущение, которое музыканты называют «кач» или «грув», то есть почувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма.

Звуковысотный слух

Обладаешь им — значит, слышишь малейшее отличие звуков по высоте: например, разницу между соседними клавишами фортепиано или ладами гитары. Легко вырабатывается путем тренировок и поможет тебе стать если не музыкантом, то концертным техником или настройщиком роялей.

Мелодический слух

Важнейшая способность для восприятия мелодии твоей любимой песни целиком, со всеми ее экспрессивными изменениями по ходу пьесы, и для оценки ее выразительности и интонации. Как говорят на уроках сольфеджио, мелодия то бежит, то скачет, то застынет на месте.

Что делать для развития музыкального слуха?

Мы не будем здесь касаться бесчисленного множества приложений и программ, призванных помочь развить слух, научиться петь и освоить азы музыкальных инструментов. А расскажем про старые добрые аналоговые упражнения.

Учись слушать музыку

Да, вот так все просто. Но теперь ты не будешь просто бездумно гонять любимые треки по кругу — ты должен в них вникнуть.

Разберись, сколько инструментов звучит в конкретной композиции, чем отличается звук электронных барабанов от настоящих, какими эффектами искажается звучание гитар, насколько интенсивно играет свою партию бас-гитарист.

Гарантируем: освоив вдумчивое слушание музыки, ты получишь новое и колоссальное удовольствие.

Кстати говоря, непосредственное и частое прослушивание музыки — это едва ли не главное условие развития музыкального слуха и, что немаловажно, музыкального вкуса. И тут лучше обратиться к занудным аудиофилам, любящим заморочиться с качественной аппаратурой, нежели относиться к ней наплевательски, так как цена вопроса — твой слух.

Недорогие колонки-пищалки (которые звукорежиссеры называют «shit-контроль» — понятно, да?) и дешевые наушники-вкладыши легко отобьют твой музыкальный пучок нейронов напрочь и уж точно вряд ли дадут возможность правильно разложить композицию по инструментам.

Поэтому подходи к выбору аппарата для прослушивания музыки с умом — и особенно это касается наушников.

Выбор редакции МН: наушники Audio-Technica ATH-DSR7BT

Это как раз тот редкий случай, когда в наушниках идеально практически все: качество звука, качество материалов, удобство и цена.

Полноразмерные беспроводные уши ATH-DSR7BT от легендарного японского бренда Audio-Technica оснащены системой Pure Digital Drive, которая переосмысливает беспроводное аудио, обеспечивая впечатляющее качество звука без каких-либо последствий цифроаналоговых преобразований. Работает это так: цифровой сигнал остается таковым, пока не дойдет до драйверов. В большинстве Bluetooth-наушников с этого момента начинается многоэтапная обработка сигнала, которая в итоге зачастую оборачивается заметным ухудшением звучания. Pure Digital Drive при этом исключает сильную обработку сигнала, в результате чего расклад получается идеальным: никаких искажений и дополнительной окраски звука.

Разобраться с инструментами, играющими в любимой композиции, тебе помогут 45-миллиметровые цифроаналоговые драйверы True Motion, разработанные именно для DSR7BT, которые воссоздают каждую деталь записи, излучая натуральный, сбалансированный звук.

Несмотря на то что наушники беспроводные, у них имеется USB-кабель, при подключении которого поддерживается аудио высокого разрешения (до 96кГц/24 бит). Кроме того, наушники поддерживают последнюю версию Bluetooth-кодека aptxHD, которая обеспечивает беспроводную передачу звука без потери качества.

Редакционные испытания — а проводим мы их обычно от души, по максимуму, часто рискуя попросту сломать девайс, — показали впечатляющие результаты.

Наушники вполне комфортно сидят на голове и способны подстроиться под любые уши благодаря амбушюрам с памятью формы.

Они не сползают с головы ни при занятиях спортом (исключением стал бокс), ни при энергичном мотании головой под классические композиции Metallica.

Хотя, конечно, естественные условия для Audio-Technica ATH-DSR7BT — это мирное и спокойное прослушивание музыки не только дома, но и на работе. А так как это беспроводные Bluetooth-наушники, можно вообще не привязываться к пространству.

Отдельного внимания заслуживает сенсорное управление. Для того чтобы принять или завершить телефонный звонок, а также запустить композицию, достаточно коснуться пальцем специальной точки на правой чашке наушников. Ну и конечно, благодаря различным вариантам коммутации наушники идеально подходят и к плееру, и к смартфону, и к виниловому проигрывателю.

Гаммы

Да-да, прямо как в кино показывают. Подходишь к фортепиано (ну окей, к синтезатору), находишь ноту до и играешь от нее гамму до мажор — известные тебе «до-ре-ми-фа-соль-ля-си». А затем принимаешься пропевать каждую ноту. В идеале у тебя должна получаться чистая гамма с первой попытки.

Звуки

Собираясь утром на работу, постарайся выйти на десять минут пораньше, чтобы у тебя была возможность не торопиться и сконцентрироваться на различении звуков вокруг тебя: шорох шин по асфальту, стук каблуков, цоканье собачьих когтей, обрывки телефонных разговоров, визг застежки-молнии и так далее. Учись отделять звуки от общего шума и запоминать их. То же самое проделывай сидя дома: многоквартирный дом полон звуков, составляющих невероятно интересную палитру.

Голоса

Старайся запоминать голоса своих собеседников — их интонацию, высоту, экспрессию, манеру, тембр — и учись воссоздавать их в голове отдельными фразами.

Источник: https://mhealth.ru/life/knowledge/muzykalnyj-sluh-chto-eto-takoe-i-mozhno-li-ego-razvit/

Музыкальный слух: наши заблуждения

Что значит иметь слух

Музыкальный слух — это совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки.

Музыкальный слух подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра), так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении (ладовое чувство, чувство ритма).

Существует распространенное мнение, что музыкальный слух — это нечто уникальное, дар, данный человеку от рождения. Ведь ему можно петь, заниматься музыкой, и вообще, он, в некотором смысле, избранный.

Сколько людей испытывает чувство неполноценности, когда заходит речь о музыке, заявляя: «мне медведь на ухо наступил».

Среди различных видов музыкального слуха, выделяемых по разным признакам, важнейшими являются:

— абсолютный слух — способность определять абсолютную высоту музыкальных звуков, не сравнивая их с эталоном;

— относительный слух — способность определять и воспроизводить звуковысотные отношения в мелодии, аккордах, интервалах и т. д.;

— внутренний слух — способность к ясному мысленному представлению (например, по нотной записи или по памяти) отдельных звуков, мелодичных и гармоничных построений, целых музыкальных пьес;

— интонационный слух — способность слышать экспрессию музыки, раскрывать заложенные в ней структуры коммуникации.

Развитием музыкального слуха занимается специальная дисциплина — сольфеджио, однако активно музыкальный слух развивается прежде всего в процессе музыкальной деятельности.

В разном возрасте люди слышат музыку по-разному

Это правда. Ребенок способен различать звук с частотой до 30.000 колебаний в секунду, но у подростка (до двадцати лет) этот показатель составляет 20.000, а к шестидесяти годам он снижается до 12.000.

Хороший музыкальный центр подает сигнал с частотой до 25.000 колебаний в секунду. То есть люди старше шестидесяти уже не смогут оценить все его преимущества, они попросту не услышат всю широту гаммы звуков.

Неважно, в каком возрасте начать тренировать свой слух

Неверно. Американские исследователи выяснили, что наибольший процент людей с абсолютным слухом наблюдается у тех, кто начал изучать музыку между 4 и 5 годами жизни. А среди тех, кто начал заниматься музыкой после 8 лет, людей с абсолютным слухом почти не встречается.

Мужчины и женщины слышат музыку одинаково

На самом деле, женщины слышат лучше мужчин. Диапазон частот, воспринимаемых женским ухом, значительно шире, чем у мужчин. Они точнее воспринимают высокие звуки, лучше различают тональности, интонации. Вдобавок, женский слух не притупляется до 38 лет, а у мужчин этот процесс начинается уже с 32 лет.

Наличие музыкального слуха не зависит от языка, на котором говорит человек

Неверно. Это доказали исследователи при Калифорнийском университете, сравнив данные 115 американских и 88 китайских студентов-музыкантов. Китайский язык является тональным. Так называется группа языков, в которых, в зависимости от интонации, одно и то же слово может приобретать несколько (до десятка) значений. Английский язык — не тональный.

У испытуемых исследовался абсолютный слух. Они должны были различать звуки, которые по частоте отличались всего лишь на 6%. Результаты впечатляют. С испытанием на абсолютный слух справились 60% китайцев и всего 14% американцев.

Исследовательница объяснила это тем, что китайский язык более мелодичен, и китайцы с рождения привыкают различать большее число звуковых частот.

Таким образом, если язык человека музыкален — с большой вероятностью у него будет и абсолютный музыкальный слух.

Мелодия, услышанная хотя бы раз, хранится в нашей памяти всю жизнь

Это правда. Американские ученые обнаружили зону коры головного мозга, отвечающую за музыкальные воспоминания. Это та же самая слуховая зона коры головного мозга, которая отвечает и за восприятие музыки.

Оказывается, нам достаточно услышать хоть раз мелодию или песню, как она уже сохраняется в этой слуховой зоне.

После этого, даже если мы не будем слышать прослушанную мелодию или песню, слуховая зона все равно способна извлечь её из своих «архивов» и проиграть в нашем мозгу «по памяти».

Весь вопрос лишь в том, как глубоко упрятана эта мелодия. Любимые и часто слышимые композиции хранятся в кратковременной памяти. А давно услышанные или слышимые редко мелодии откладываются в «чуланы» долговременной памяти. Тем не менее, какое-нибудь событие или звуковой ряд могут неожиданно заставить нашу память извлечь эти забытые мелодии из своих «закромов» и проиграть их в нашем мозгу.

Музыкальный слух передается по наследству

Это мнение бытует давно и широко распространено. Но только недавно ученые смогли его научно обосновать. Исследователи обнаружили, что у людей без музыкального слуха в нижней лобной извилине правого полушария содержится меньше белого вещества, чем у тех, кто хорошо воспринимает и воспроизводит мелодии. Не исключено, что данная физиологическая особенность обусловлена генетически.

Животные не имеют музыкального слуха

Не совсем так. Они просто слышат музыку иначе. Животные воспринимают гораздо больше звуковых частот. И если люди способны уловить до 30.000 колебаний в секунду, то собаки, например, регистрируют звук, имеющий частоту от 50.000 до 100.000 колебаний, то есть улавливают даже ультразвук.

Хотя животным и свойственно чувство такта, однако мелодию наши питомцы воспринимать не могут. То есть они не объединяют аккордовые сочетания звуков в определенную последовательность, именуемую мелодией. Музыку животные воспринимают лишь как набор звуков, причем некоторые из них расценивают как сигналы животного мира.

Музыкальный слух — это дар от рождения и его невозможно развить

Неверно. Те, кто поступал в музыкальную школу, наверное, помнят, что их просили не только спеть, но и отстучать мелодию (например, карандашом по крышке стола). Объясняется это просто.

Преподаватели хотели оценить наличие у поступающего чувства такта. Оказывается, именно чувство такта дается (или не дается) нам от рождения, и его невозможно развить.

И если уж у человека его нет, то ничему его научить преподаватели музыки не смогут.

Кстати, процент людей, у которых отсутствует чувство такта, очень мал. А всему остальному научить можно. В том числе развить музыкальный слух. Было бы желание.

Музыкальный слух — редкость

Ошибается тот, кто так утверждает. На самом деле, любой человек, способный говорить и воспринимать речь, обладает им.

Ведь для того, чтобы разговаривать, мы должны различать звуки по высоте, громкости, тембру и интонации. Именно эти умения входят в понятие музыкального слуха. То есть, почти все люди обладают музыкальным слухом.

Весь вопрос только в том, каким видом музыкального слуха они обладают? Абсолютным или внутренним?

Высшая стадия развития музыкального слуха — абсолютный слух. Он раскрывается только в результате занятий музыкой (игре на музыкальном инструменте). Долгое время считалось, что он не поддается развитию, но сейчас известны методики развития абсолютного слуха.

Низший уровень развития слуха — внутренний слух, некоординированный с голосом. Человек, обладающий таким слухом, может различать мелодии, воспроизводить их по памяти, но не петь.

Отсутствие музыкального слуха называют клиническим уровнем развития слуха. Им обладают всего лишь 5% людей.

Те, у кого есть музыкальный слух, умеют хорошо петь

Это действительно так, но лишь отчасти. Чтобы хорошо петь, мало обладать музыкальным слухом. Нужно еще и уметь управлять своим голосом, ыми связками. А это навык, который приобретается в процессе обучения.

Почти каждый человек может услышать фальшь в пении, но отнюдь не каждый может сам спеть чисто. Причем нередко тем, кто поет, кажется, что поют они без фальши, а вот окружающим заметны все их промахи.

Объясняется это тем, что каждый человек слушает себя внутренним ухом и в результате слышит совсем не то, что слышат окружающие.

Так что новичок-исполнитель вполне может не замечать того, что он не попадает в ноты.

На самом же деле, для того, чтобы хорошо петь, достаточно обладать всего лишь гармоническим слухом. Этот уровень развития слуха считается одним из низших. Так называют способность слышать мелодию и воспроизводить ее голосом.

И тем не менее, его развитие возможно даже при начальном отсутствии такой способности. То есть заниматься музыкой, и достигать в этом результатов, могут 95% людей. Причем чем больше заниматься музыкой, тем больше будет развиваться и музыкальный слух.

Вплоть до абсолютного — нет пределов совершенству. Главное — иметь желание и не сомневаться в своих способностях. 

ynik.info

Источник: https://subscribe.ru/group/chelovek-priroda-vselennaya/4534716/

Что такое абсолютный слух

Что значит иметь слух

Абсолютный слух – тема спорная, на многих интернет-форумах об неё ломаются копья, большинство хором сходится на том, что «слух развить нельзя, он либо есть, либо нет» (а тем более абсолютный), и «абсолютниками рождаются, это особый дар».

Сам абсолютный слух, в понимании обывателя, это:
— очень хороший музыкальный слух. Обладатель абсолютного слуха – это этакий Бэтмен в музыке, он может всё и сразу: и мелодию подобрать, и аккорды, и гитару настроить идеально, и спеть конечно же тоже не дурак. И хоть ничему не учился и играть ни на чём не умеет – всё равно всё может. И, что важно — никогда не ошибается!

Дело в том, что «абсолютный слух» – это не понятие из разговорной речи. Это музыкальный термин со вполне конкретным значением. Поэтому мнение обывателей мы пока запомним, а дальше разберёмся.

У музыканта, который либо знаком с термином «абсолютный слух», либо не постеснялся спросить у Яндекса, ответ будет такой:
— «АС – это способность узнавать или воспроизводить на слух высоту отдельного звука, не сравнивая его с другим звуком, высота которого известна».
(Большая Советская Энциклопедия)

То есть: сыграли вам звук. Вам не показали, какую клавишу нажали. Вы сказали: это нота ми. Сыграли мелодию. Вы сказали: соль-ми-ми-соль-ми-ми-соль-фа-ми-ре-до. И ничего не надо подбирать «методом тыка», всё и так ясно.

Можно ли развить АС, ни музыканты, ни обыватели – объективно – не знают. Для объективного ответа надо попробовать развить слух у себя, у других людей, посвятить этому время, отследить результаты и их взаимосвязь с уровнем первоначальной подготовки человека, его возрастом и музыкальными способностями. И лишь потом говорить о результатах. Это настоящая исследовательская работа, немалый труд.

Исследовательских работ в этой области никто из тех, кто треплется на форумах, не проводил. Из обывателей, далёких от музыки в принципе – тем более. Но поговорить о чём-то надо, копья поломать, выставить себя «знатоками».

Поэтому появляются – внимание! – появляются МИФЫ:

МИФ #1

Абсолютный слух – это ЧУДО. Если у меня есть абсолютный слух – я могу всё!!!! Я могу подбирать аккорды, мелодии, я могу громко и чисто петь. Мне не надо учиться музыке, мне не надо знать правила, не надо строить гаммы и изучать сольфеджио. Мне обязательно учиться играть и не надо знать, где какие ноты на гитаре – я и так её настрою! Ведь у меня есть это ЧУДО – абсолютный слух!!!!

Но… (продолжает обыватель, слегка всхлипнув)… у меня нет этого слуха. Это же чудо. А ко мне волшебник на голубом вертолете не прилетал. Ведь абсолютный слух – это…

МИФ #2

Абсолютный слух – это врождённое!!!Это дано или не дано! И поэтому у меня нет слуха, а был бы – вот тогда бы я развернулся!!! Всем Киркоровым бы фору дал.Насчёт «врождённого».

Давайте пойдём с самого начала. Откуда у нас взялись звуки? Откуда появились гаммы? Созданы ли они Богом, или может быть, гаммы — это природное явление?

Увы, нет. Музыка в целом, и гаммы как её часть – это часть нашей культуры. Музыкальные строи, лады, гаммы, теория и т.п. – появились в результате развития человеческой культуры. Они не были такими «от природы».

И абсолютный слух – как способность интерпретировать эту часть культуры (называть звук определённой частоты определённым сочетанием букв: «до», «ре», «ми» и т.д.) – врождённым быть не может.Музыка – как письменность – это часть культуры.

Врождённый абсолютный слух – это как врождённая грамотность. Это всё равно как если бы ребёнок с рождения, ничему не учась, умел читать книги и газеты. Или с рождения знал бы все сказки «1000 и 1 ночи» наизусть, и рассказывал бы вам их перед сном.

Ну или бы родился одетым, например, в рубашке.

Много вы знаете таких детей?

Ещё раз, для тех, кто в танке. Врождённым может быть только то, что относится к чистой биологии. Рефлексы, например. То, что относится к искусственно созданному человеком (культуре) – врождённым быть не может по определению.

Можно говорить о врождённых способностях к чему-либо. Но чтобы эти способности использовать, нужно обучение, приобщение к культуре.

Вот ребёнок, у него отличная зрительная память. Врождённая. Покажите ему алфавит – запомнит, читать научится. А оставьте его Маугли среди зверей – не научится.
Вот другой ребёнок, у него память на звуки и их сочетания.

Начните его с раннего возраста учить играть на пианино. И ноты расскажите, где какая, и как называются. Он запомнит, и будет по слуху узнавать через некоторое время. А не покажете – не начнёт.

Вот вам и «врождённый» абсолютный слух.

Вот смотрите, откуда всё взялось:Что такое звук?

Звук, в широком смысле — колебательное движение частиц упругой среды, распространяющееся в виде волн в газообразной, жидкой или твёрдой средах. В узком смысле — явление, субъективно воспринимаемое специальным органом чувств человека и животных. Человек слышит звуки с частотой от 16 гц до 20 000 гц (Большая Советская энциклопедия)

То есть, мы слышим звуки (воспринимаем колебания) в диапазоне от 16 до 20 000 Гц.
Из этого диапазона исторически были выделены музыкальные звуки:

И так далее по шкале. Высокие звуки – выше частота, низкие – ниже. На октаву выше – частота в 2 раза выше.

Ля 1-й октавы 440, ля 2-й 880, всё остальное поделено на 12 частей внутри октавы (основных нот 7, но есть ещё до-диез, соль-диез, и т.п., а всего 12, поэтому 12 частей).Как видите, деление это условно.

Так же, как единицы длины, веса и т.п.

У нас сантиметры – а у них дюймы! У нас килограммы – у них фунты. Шкалы разные.

В привычной нам шкале, в традициях европейской музыки, минимальное расстояние между звуками – полутон. В традициях других культур используются и меньшие расстояния, например, ½ полутона (или ¼ тона) и меньше – у индийцев, персов и т.д.

Точка отсчета – Ля 1-й октавы, 440 Гц. Почему именно 440 Гц? А потому, что в 1939 году международная конференция в Лондоне приняла именно эту частоту за стандарт. А раньше нота Ля была ниже.

«Для настройки инструментов в ансамбле уже давно была очевидна необходимость иметь универсальный стандарт высоты тона.

Еще в 1619 году Преториус (Praitorius) предложил использовать в качестве эталонной высоты тона (ноты А4 — ля первой октавы) звук с частотой 422,5 Гц.

… В 1939 году международная конференция в Лондоне приняла стандарт частоты для высоты тона А4 440 Гц, который является международным эталоном до настоящего времени». (Журнал «Звукорежиссер», октябрь 2003, http://rus.625-net.ru/audioproducer/2003/10/aldo.htm)

Так вот и представьте.Жил Моцарт. Слышал ноты абсолютным слухом, называл названиями, записывал на бумаге.Сейчас живут абсолютники. Слышат ноты. Записывают на бумаге.

Только Моцарт эти звуки записал бы как ля-си-ля например, а люди, живущие в наше время — как соль-диез – ля-диез – соль-диез.

Потому что все шкалы звуков – условны, а не абсолютны. И названия звуков – условны.

Хоть Цу Ту Лу назови вместо До ре ми – принципиальной разницы не будет, названия тоже исторически сложились.

Вот вам и абсолютный слух, врожденная якобы способность, ЧУДО.
Кончилось чудо. Скончалось. Аминь.

Так что же есть, раз чуда нет?

Есть абсолютный слух. Как способность запомнить высоту звуков, из которых состоит принятый в современной музыке звукоряд. В котором ноте ля соответствует частота в 440 Гц, а октава делится на 12 частей.

Не исключаю, что можно абсолютно запомнить и другие строи, в которых необязательно ля 440 Гц, и необязательно минимальное расстояние между звуками – полутон.

Почему бы и нет, это опять же – как запомнить по длине и сантиметр, и дюйм.

Чего-то уникального, мега-супер-пупер-офигенного в этой способности запомнить высоту отдельных нот, Чуда, Которое Было Бы Принципиально Невозможно – я не вижу, скажу честно.

Что тогда было с людьми, которые «родились» со слухом?

Они от природы:А) обладают повышенной чувствительностью к звукам.

Этим объясняются их способность запомнить по названиям эти звуки, способность чувствовать малейшую фальшь, то, что их самих этот слух зачастую напрягает (как-то меня на форуме абсолютники просили придумать курс избавления от абсолютного слуха).Б) обладают хорошей памятью на звуки. Либо: звуки являются для них бОльшими раздражителями, чем для всех остальных, поэтому лучше запоминаются.

Вот и всё.

Что делает курс развития абсолютного слуха?

С помощью курса можно запомнить высоту нот. Чтобы вы слышали звук и тут же вспоминали его название (ля, си и т.д.).И мелодии будете слышать как последовательности нот.Для этого надо повысить вашу чувствительность к звукам, научить вас чувствовать тонкие различия между звуками.

Именно поэтому, занятия по такому курсу улучшают ваш музыкальный слух в целом. Вы учитесь чувствовать и различать. Если занимаетесь некоторое время и стабильно – можете дойти до абсолютного слуха (то есть, различать все ноты).

Есть люди, которые этого результата уже достигли, работая по моему курсу.

«Чуда» здесь никакого нет, и изначально не предполагалось. Есть только работа и полученный навык.

Частые вопросы по АС

Будет ли развитый абсолютный слух давать такие же побочные эффекты, как у «врожденного»? Говорят, от каждой фальшивой ноты человек мучается.

Доводить это до такой степени чувствительности, как у «врожденных» абсолютников – не нужно (и не факт, что получится). А значит, побочных эффектов у вас не будет.

Слух – явление зонное. То есть, за каждую ноту отвечает «зона». Ля это не всегда точно 440 Гц. А промежуток от 435 до 445 Гц.Чем меньшую «зону» вы распознаете (¼ тона, 1/8 тона, 1/16 тона), тем лучше слух.

Чтобы развить абсолютный слух, достаточно распознавать ½ тона. А эти звуки вы и так слышите вокруг себя каждый день – и навряд ли вас фальшь сильно тревожит.

Оттого что вы запомните ещё, дополнительно, как эти звуки называются – мир не перевернется.

«В музыке, область, в пределах которой могут меняться физические количественные характеристики звука (частота колебаний, состав, интенсивность, продолжительность звука) без изменения при восприятии его качества как данного звука. В частности, каждой ступени музыкального звукоряда (до, до-диез, ре и т.д.

) соответствует не одна частота, как в математически выраженном строе, а целая область близко расположенных частот (например, звук ля первой октавы может иметь не только 440 колебаний в секунду, но любое число колебаний в пределах примерно от 435 до 445). Такие области частот называются звуковысотными зонами».

(Большая Советская Энциклопедия)

Можно ли все ноты тупо «задолбить»? Я вот сидел-сидел, долбил-долбил ноту «до», так и не запомнил.Неудивительно. Даже и не надейтесь. Изучайте механизмы работы памяти – зубрёжка практически не работает ни в каких областях.

Вспомните ту же школу – как быстро вы забывали вызубренное в ночь перед экзаменом?Дело ещё в том, мы привыкли запоминать информацию визуально, зрением. А здесь стоит задача запомнить звук. Задача нетривиальная, для её решения найдены специальные методы, гораздо более эффективные, чем тупая зубрёжка.

Впрочем, если вам хочется – можете «подолбить», поработать дятлом. Ожидайте эффекта примерно через 3000 повторений 🙂

Так а что же делать? Я всё равно хочу моментально подбирать, понимать где какая нота звучит, чисто петь, настраивать гитару и писать свою музыку!
Надо разобраться с задачей и определить, какой вид слуха вам нужен.

«Просто музыкального слуха», имея который, можно делать «всё» – не бывает. Словосочетание «музыкальный слух» – это поверхностное, обиходное выражение. Точнее было бы сказать «музыкальные способности».

А слух бывает:— абсолютный (слышите мелодию нотами)— относительный (определяете расстояния между звуками)

— гармонический (понимаете, где какой аккорд был взят. Аккорд – это сочетание звуков, от 3-х и более, в отличие от мелодии, где звуки идут по одному).

Если вы хотите с ходу подбирать мелодию – вам нужны относительный и абсолютный слух. В принципе, можно обойтись относительным, и каждый раз «тыкаться» по инструменту в поисках нужных нот.
Можно развить АС и тогда вы будете определять ноты абсолютно, а «проверять» себя тут же – относительным слухом.

Если вы хотите подбирать аккорды – вам нужен гармонический слух и музыкальная теория (в которой объяснены принципы, как строится музыка, где какой аккорд берётся, какие бывают их сочетания и т.д.)
Без теории вы будете так же «тыкаться», как слепой котёнок.

Если вы собираетесь писать музыку – вам нужно всё. Относительный, гармонический, музтеория, абсолютный слух тоже пригодится.Как это будет работать: вы «про себя», в голове, придумываете мелодию. Если абсолютный слух – то сразу нотами.

Если относительный – то пойдёте «тыкаться» на инструменте, подберёте.

Дальше аккорды. Ваши знания теории помогут вам их подобрать. А если есть гармонический слух – то вы сможете представить себе звучание сочетания аккордов песни ещё в голове, без инструмента.

А потом только зафиксировать на бумаге.

Если вы собираетесь петь, учтите, в пении участвует 2 составляющих: голос и слух.Имея слух, вы определите, чисто поёте или нет. Но это не значит, что, если вы услышите свою лажу, вы тут же начнёте петь чисто.Чаще бывает так: вы хотите спеть, и знаете, как надо спеть, но… не получается. Голос не слушается.

Вывод: нужна работа с голосом. Голос надо приучить слушаться вас. Чуть выше захотели спеть – спели и попали. Чуть ниже – тоже спели и попали. В отдельную ноту чисто попасть. Потом от одной ноты к другой. И всё получится.

По голосу существует специальный курс, он называется «Учимся петь чисто».

Это тоже плод долгих разработок и тестирований (чуть меньше года).

То есть, сначала вам надо определить, чего же вы хотите,
Понять, какой конкретно вид(ы) слуха вам для этого нужен, и нужна ли музтеория. И начать изучать то, что требуется для достижения цели. И практиковаться, конечно – голая теория ничего не стоит.

Если решается несколько задач – нужно несколько навыков. Они работают вместе.

Всё.

А чуда, скажу вам по секрету – не бывает. Чтобы получить какой-то навык, нужно работать. Хорошая новость в том, что, если вы любите музыку – для вас это не работа, а удовольствие. Заодно отличный тест – нужна ли вам вся эта музыка, на самом деле 🙂
Удачи и трудолюбия вам.

Источник: https://razvitiesluha.ru/blog/sluh/

Музыкальный слух: мифы и реальность

Что значит иметь слух

Музыкальный слух — совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки.

Музыкальный слух подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра), так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении (ладовое чувство, чувство ритма, мелодический, гармонический и др. виды слуха).

Среди различных видов музыкального слуха, выделяемых по разным признакам, важнейшими являются: Существует распространенное мнение, что музыкальный слух – это что-то почти уникальное – дар божий, и человеку, имеющему музыкальный слух, крупно повезло.

Ведь ему можно петь, заниматься музыкой, и вообще, он, в некотором смысле, избранный. Сколько людей испытывает чувство неполноценности, когда заходит речь о музыке, заявляя: “мне медведь на ухо наступил”.

Действительно ли это такая редкость – музыкальный слух? Почему одни люди его имеют, а другие – нет? И вообще, откуда он взялся у человека? Зачем вообще появился? Может быть, это что-то вроде экстрасенсорных способностей?

Стоит вспомнить, что способности человека возникают не просто так. Всякая наша способность идет от жизненной необходимости. На двух ногах человек научился ходить потому, что ему нужно было освободить руки.

Примерно такая же ситуация и с музыкальным слухом. Эта функция появилась, когда живым существам потребовалось общаться при помощи звуков. У человека музыкальный слух развивался вместе с речью. Для того, чтобы научиться говорить, нам нужно уметь различать звуки по силе, длительности, высоте и тембру. Собственно, именно это умение люди и называют музыкальным слухом.

Виды музыкального слуха

Абсолютный слухСпособность узнавать по слуху любую ноту (до, ре, ми и т. д.) и воспроизводить ее голосом без предварительной настройки. Это относится и к звукам, исполняемым не только на музыкальных инструментах (сирена, телефонный звонок, стук по металлической трубе и т.д.).

Относительный слухОтличается от абсолютного тем, что для определения или пропевания нот на слух необходима настройка – звук или аккорд, относительно которого мысленно будет выстроен звукоряд. Развивается в процессе обучения музыке.

Мелодический слухСпособность слышать и понимать строение мелодии (звуковысотность, направление движения и ритмическую организацию), а также воспроизводить ее голосом. На более высоком уровне развития – записывать нотами. Развивается в процессе обучения музыке.

Гармонический слухСпособность слышать гармонические созвучия – аккордовые сочетания звуков и их последовательности и воспроизводить их голосом в разложенном виде или на музыкальном инструменте.

На практике это может выражаться, например, в подборе на слух аккомпанемента к мелодии, даже без знания нот или пении в многоголосном хоре.

Возможно его развитие даже при начальном отсутствии такой способности.

Внутренний слух
Внутреннее представление правильного звуковысотного интонирования, без воспроизведения голосом.

  • Внутренний слух, некоординированный с голосом. Начальный уровень.
    На практике выражается в подборе мелодии, возможно с аккомпанементом, по слуху на инструменте или понимании ошибок на слух в изучаемом произведении.
  • Внутренний слух, координированный с голосом. Профессиональный уровень. Результат серьезных занятий сольфеджио. Предполагает слышание и предслышание нотного текста и возможность работы с ним без музыкального инструмента.

Развивается в процессе обучения музыке.

ПредслышаниеМысленное планирование внутренним слухом будущего чистого звука, ритмической фигуры, музыкальной фразы. Используется, как профессиональный прием в вокале и для игры на всех музыкальных инструментах.

Можно ли развить музыкальный слух?Мы пользуемся музыкальным слухом, причем, очень точным, постоянно. Без него мы не узнавали бы людей по голосу. А ведь по голосу мы можем сказать о своем собеседнике еще очень многое. Он дает нам возможность определять, какое настроение у человека, с которым мы разговариваем, можно ли ему доверять и многое другое.

Невербальные, то есть несловесные, характеристики речи дают нам порой гораздо больше информации, чем сказанные слова. Можно ли в таком случае говорить, что у кого-то нет музыкального слуха? Да конечно, нет! У каждого человека, который самостоятельно научился говорить, есть музыкальный слух.

Отсутствие музыкального слуха – такая же редкость, как, например, врожденная слепота!

Конечно, у кого-то он может быть развит очень хорошо, а у кого-то похуже, но у подавляющего большинства людей музыкальный слух развит вполне достаточно, чтобы заниматься музыкой и достигать прекрасных результатов без специальных усиленных тренировок по развитию музыкального слуха.

Проблема в том, что очень часто о музыкальных способностях судят по умению человека петь. Не умеешь петь – значит “медведь на ухо наступил”, “нет музыкального слуха”.

Но ведь чтобы петь, мало хорошо слышать. Нужно еще уметь хорошо владеть своим голосом. А управлению голосом нужно учится так же, как рисовать, танцевать или плавать.

А, кроме того, если Вы слышите, что поете плохо, то уж со слухом-то у Вас точно все в полном порядке! И, наконец, если Вы любите музыку, слушаете ее, значит у Вас нормальный музыкальный слух, можете, на этот счет, не беспокоится.

Музыкальный слух, как любая функция нашего организма (например, умение плавать), развивается только тогда, когда мы им активно пользуемся. Если Вы будете играть на музыкальном инструменте или петь, это поможет Вам быстро развить музыкальный слух. Кстати, Дмитрий Кабалевский посвятил свою жизнь развенчиванию мифа об уникальности музыкального слуха.

Он разработал целую систему, доказывавшую, что обучать музыке можно и нужно каждого человека. И результаты его деятельности показали, что успешно заниматься музыкой может практически любой человек.
Развитием музыкального слуха занимается спец.

дисциплина — сольфеджио, однако активно музыкальный слух развивается прежде всего в процессе музыкальной деятельности.

Один из методов развития интонационного слуха – через движение, дыхательные практики и танец.

Различные проявления музыкального слуха изучаются в музыкальной психологии, музыкальной акустике, психофизиологии слуха.

Слух диалектично связан с общей музыкальностью, выражающейся в высокой степени эмоциональной восприимчивости музыкальных явлений, в силе и яркости вызванных ими образных представлений и переживаний.

Если у вас есть желание заниматься музыкой в том или ином виде, отбросьте всякие сомнения в своих способностях, действуйте, учитесь, и успех обязательно придет к вам!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d44127dae56cc00ad977dc9/5d7789564735a600aee9de5d

Лечение24
Добавить комментарий