Лекарство при дизартрии

Народные средства при дизартрии

Лекарство при дизартрии

Дизартрия у детей является одним из разновидностей речевого нарушения, которое возникает из-за поражения центральной нервной системы.

Самыми явными нарушениями этого заболевания являются изменение интонации, темпа и ритма речи, а также нарушение голосообразования и расстройство артикуляции звуков.

Детям, которые страдают дизартрией, очень сложно жевать и глотать.

Им иногда сложно застегивать одежду на пуговицы, попрыгать на одной ноге или вырезать ножницами. Также сложно им дается письменная речь, поэтому обучаются они в специализированных школах.

В связи с тем, что заболевание дизартрия — не самостоятельное и может наблюдаться при различных проявлениях расстройств нервной системы, содержание и очередность всех лечебных мер будут установлены после постановки врачом клинического диагноза, учитывая возраст и состояние больного.

Лечение дизартрии у детей проводится комплексно. В зависимости от того, в какой стадии находится болезнь, применяются следующие мероприятия:

  • логопедическая коррекция;
  • лечение медикаментозное;
  • массаж;
  • дыхательная гимнастика;
  • ЛФК.

Опасное и тяжелое заболевание энцефалопатия печеночная практически всегда заканчивается летальным исходом. Есть ли способы этого избежать?

Не менее тяжелое расстройство речи у ребенка — сенсомоторная алалия. Лечение этого заболевания должно идти по нескольким направлениям. Только тогда оно будет достаточно успешным.

Лекарственные препараты назначает врач психоневролог. Как таковых лекарственных препаратов от заболевания не существует.

Врачом назначаются лекарства, которые лишь убирают симптоматику болезни и облегчают общее состояние больного.

В медикаментозное лечение дизартрии у детей входят такие препараты:

  • Пантогам и снимающие спазм сосудов лекарства;
  • Магне В6.

Из серьезных препаратов могут назначить:

  1. Сосудистые:Кавинтон, Циннаризин, Стугерон, Глиатилин и Инстенон.
  2. Ноотропы: Пантокальцин, Энцефабол, Пикамилон.
  3. Метаболитические: Церебролизин, Актовегин, Церебролизат.
  4. Седативные: Персен, Ново-пассит, Тенотен.

Неплохие результаты показали следующие лекарства: Пирацетам, Финлепсин и Цереброкурин.

Легче происходит лечение стёртой дизартрии у детей.

Логопедическая практика у ребенка основывается на общем развитии всех сторон речи: грамматический строй, словарь, фонематический слых.

Упражнения и гимнастика направлены на развитие слухового восприятия, системы дыхания, внимания и памяти, а также стимуляцию артикуляции и общей моторики. Это важно, так как такие дети испытывают часто трудности в обучении письменной речи.

Отзывы родителей указывают на то, что среди прочих методик лечения дизартрии у детей очень полезным является также обучение детей в логопедических группах детского сада.

Популярной методикой лечения является дыхательная гимнастика Александры Стрельниковой, которая позволяет отрегулировать речевое дыхание и установить плавность речи.

Суть гимнастики — резкий вдох носом, на котором будет акцентировано внимание ребенка.

Вдохи следует проводить произвольно и естественно. Выполняемые упражнения включают в процесс зарядки все части тела, вызывая общую физиологическую реакцию организма в целом и увеличивая потребность в кислороде.

В зависимости от степени и формы дизартрии, дыхательные упражнения подбираются индивидуально.

Обычно лечение проводят в стационаре, затем амбулаторно. Основная цель лечения дизартрию — устранить первопричину ее появления, то есть основного заболевания. Полный курс терапии составляет 4-5 месяцев.

https://www.youtube.com/watch?v=hSpJ5rWfb9A

Немаловажное значение несет лечебная физкультура. Все виды упражнений — развитие общей моторики. Лучше провести их перед гимнастикой для органов речи, босым без обуви.

Проводят и курсы массажа. Каждая техника массажа выполняется осторожно, без усилий, с легким разминанием, чтобы не вызвать спазм.

Дизартрия может привести к следующим осложнениям:

  • проблемы с социальной связью, способностью нормально общаться;
  • социальные проблемы, влияющие на отношения в семье и друзьями;
  • депрессии и социальной изоляции.

Лечение дизартрии у детей беспокоит многих родителей и специалистов, изучим отзывы, которые они оставляют по результатам лечения:

  1. Елена. Моему сыну 5 лет поставили диагноз — дизартрия и ОНР 3 степени. Больше года мы работаем с частным логопедом и в результате имеем очень хорошие результаты, причем особенно заметны они тем, кто давно не видел моего сына. Конечно до идеала еще далеко, но мы работаем и отступать не собираемся. В сентябре уже собрались идти в логопедический детский садик, надеемся, что станет еще лучше.
  2. Марина. У моего сына тоже была дизартрия. Сейчас ему уже 14 лет — не осталось ничего практически явного от этой болезни. Он учится в англо-немецкой гимназии и имеет по английскому и русскому языку самые высокие оценки. Долго работали с логопедом частным образом. Ему делали специальный массаж, физиопроцедуры и физические упражнения.
  3. Виктор Петрович, доктор. Бездействие — враг в достижении положительного эффекта в лечении, поэтому очень важно начать лечение как можно раньше. И еще, дорогие родители, ни один специалист не избавит ребенка от дизартрии без вашей помощи.

Вовремя начатое лечение и систематическая работа с логопедом по устранению дизартрии у детей может дать положительный результат и прогноз.

Причем основную роль в лечении играет терапия ключевой болезни, усердие пациента и его родителей.

На практически полную нормализацию функцию речи могут рассчитывать в случае дизартрии стертой.

Такие дети, овладевая навыками правильной речи, могут вполне обучаться в обычной школе, а логопедическую помощь получать в поликлинике или школьном логопункте.

В случаях тяжелых возможно лишь улучшение состояния речи. Комплексный подход, включающий работу с логопедом, массажиста, невролога, психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре поможет достичь оптимального результата.

Так как дизартрия спровоцирована нарушением работы головного мозга ребенка, очень трудно прогнозировать результат лечения.

Но если подойти комплексно к лечению и начать своевременную терапию, это поможет достичь отличных результатов. Многие дети посещают общеобразовательные заведения и практически незаметно отстают от своих одноклассников и друзей в развитии.

источник

Дизартрия – это нарушения речевого аппарата в связи с невралгическим расстройством, которое провоцирует замену одних звуков речи на другие, замедление и ускорение темпа речи, артикуляционные нарушения и ограничения подвижности органов речи.

Наблюдается нарушение у детей. Не выявленный вовремя диагноз провоцирует осложнения мелкой моторики и трудностей с выполнением жевательной функции. Дети, в возрасте от 4 до 7 лет наиболее восприимчивы к развитию заболевания.

Основным признаком наличия дизартрии у ребенка являются трудности с правописанием, искажение синтаксических конструкций, иррациональное построение предложений и неграмотное использование речевых связей.

Такие дети изолируются от здоровых и проходят обучение в специализированных заведениях, где за ними устанавливается врачебный и педагогический контроль.

Выявить болезнь и нарушение не сложно. Но за полноценным диагнозом следует обратиться к врачу. Еще на ранней стадии можно предотвратить появление осложнений. Развитие болезни провоцируют:

  • поражения центральной нервной системы, церебральный паралич;
  • последствие менингита и энцефалита;
  • перенесенное инфекционное заболевание в утробе матери,
  • ишемия и порок сердца,
  • наследственность.

Заболевание проявляется у детей в виде нарушений тонуса артикуляционных мышц, наличия носового говорения, чрезмерное употребление звуков, искажение тона голоса, учащенное дыхание в процессе разговора.

Лечение заболевание требует комплексного подхода. На начальном этапе терапия детей проводится родителями в домашних условиях.

Параллельно пациент проходит курс медикаментозного лечения и индивидуальных занятий с логопедом. Положительный результат лечение дает в 65 % случаев.

Комплекс терапевтических мероприятий не является универсальным и назначается неврологом, исходя из индивидуального случая.

Терапия массажем очень эффективна при дизартрии. Проявляется заболевание в силу ослабления тонуса лицевых и артикуляционных мышц. Дополнительная стимуляция тканей способствует нормализации кровообращения и функционирования ЦНС:

  1. Короткие плавные движения вдоль скул, массаж мышц челюсти, начиная с подбородка по направлению к височной области.
  2. Тренировка мышц с помощью сжатия губ по вертикали и по горизонтали.
  3. Стимуляция мягкого неба, движениями вверх-вниз.

Положительного эффекта в борьбе с болезнью можно достичь по средству артикуляционных упражнений. Лечение заболевания у детей оказывает положительный результат после систематического использования приемом речевой гимнастики:

  1. Открытие и закрытие челюсти.
  2. Фиксация челюсти в полуоткрытом состоянии.
  3. Сильное сжатие губ в трубочку.
  4. Кончиком языка достать до уголков рта по очереди.
  5. Упражнение «оскал».

Медикаментозное лечение дизартрии у детей должно проводиться под наблюдением врача. Задачей врача является доведение речи до автоматизации произношения и закрепления результата. Лечение проводится поэтапно: начиная от артикуляции простых звуков до синтаксически верного произношения предложений. На каждом этапе необходимо закреплять результаты и повторять пройденный материал.

Повышение функциональности мелкой моторики способствует концентрации внимания и снижения возбужденности в клетках ЦНС, что является хорошим методом, как лечить дизартрию. Лечение в игровой форме дает высокую результативность за счет заинтересованности детей. В виде игры: сбора пазлов, сортировки мелких деталей и формировании фигур из конструктора, тренируются мышцы пальцев и рук.

Стертая дизартрия – это начальная стадия заболевания, легкая форма его протекания, когда симптомы и признаки еще не выражены настолько явно, а заключительный диагноз врач может поставить по достижению ребенка возраста 5 лет. Причина развития заболевания заключается в микроорганическом поражении головного мозга.

Эта патология проявляется в фонетической нечеткости произношения и иррациональности лексико-грамматического построения предложения. Стертая дизартрия у детей является причиной атрофии лицевых мышц. Коррекционная работа при наличии этого заболевания у детей проводится в двух направлениях:

  • Медикаментозное лечение;
  • Логопедическая терапия.

Стертая дизартрия у детей поддается лечению и предотвращению развития осложнений. Невропатологи рекомендуют комплексное лечение, в сочетании с нетрадиционными методами.

В процессе терапии необходимо заниматься артикуляционной физкультурой и пальцевой гимнастикой, проводить процедуры массажа, применять медикаментозные препараты и посещать занятия с логопедом, невропатологом и педиатром.

Стертая дизартрия не имеет универсальных методов лечения.

У детей могут наблюдаться улучшения в восприятии информации, но добиться успехов можно в случае, если ребенок способен усвоить и воспроизвести устную и письменную речь. Пациенты, вылечившиеся от дизартрии и приступившие к обучению в общеобразовательных заведениях, остаются под наблюдением врачей.

источник

Когда малыш только осваивает речь, ошибки и неправильное произношение звуков естественны.

Но со временем некоторые дети так и могут научиться разговаривать чётко и правильно, глотают слоги и коверкают слова постоянно.

Их речь нарушена не частично, а в целом. В таком случае врачи ставят диагноз «дизартрия».

Заболевание обычно выявляют не ранее 5 лет.

Помимо неправильной и затруднённой речи у детей, страдающих данной патологией, отмечают также скованность лицевых мышц и атрофию мимики. Ребёнок может произносить слова очень тихо, а может периодически срываться на крик, интонация при этом тоже нарушена.

Зачастую таким детям трудно выполнять простые действия: пользоваться ложкой, застёгивать пуговицы или завязывать шнурки.

Основные причины, которые могут вызвать дизартрию, заключаются в проблемах при беременности у матери и нарушениях внутриутробного развития:

  • перенесённые токсикозы с осложнениями
  • внутриутробная гипоксия
  • нарушенное функционирование плаценты
  • заболевание матери вирусными инфекциями при беременности
  • затяжные роды (чреваты острой нехваткой кислорода для младенца)
  • стремительные роды (у ребёнка может произойти мозговое кровоизлияние)

Симптомы дизартрии могут проявлять себя в большей или меньшей мере, в зависимости от степени тяжести заболевания. Всего специалисты выделяют три степени заболевания.

При лёгкой, или стёртой, форме дизартрии ребёнок обучается совместно с остальными детьми, и патология несложно поддаётся корректировке. А болезнь в средней и тяжёлой степени требует обучения в специализированных учреждениях.

Сильно выраженная дизартрия нередко развивается на фоне других заболеваний, например, детского церебрального паралича. В некоторых случаях речь практически невозможна, и дизартрия сопровождается глубокой умственной отсталостью. К счастью, такая форма заболевания наблюдается редко.

Обсуждаем анализ копрограмма у детей, узнаем о нормах и расшифорвке результатов.

Если у ребенка сотрясения, читайте о первых его симптомы в нашей статье.

Относительно распространённым речевым дефектом у детей является дизартрия в стёртой форме. Впервые родители отводят ребёнка к логопеду с жалобами на плохую дикцию, невнятную речь, замену звуков и слогов в словах. Лёгкая форма дизартрии не всегда сопровождается мозговыми нарушениями у ребёнка, и может развиться при уже установленной дисплазии.

При стёртой дизартрии речь ребёнка невнятная, но в целом понятная, замена звуков и слогов в слове происходит периодически.

Малыш осознаёт свои недостатки и сильно переживает из-за этого; ему хочется научиться говорить правильно, чтобы не иметь проблем с общением со сверстниками и родными.

И для быстрой и успешной коррекции патологии, необходимо выявить дизартрию у ребёнка как можно раньше.

Источник: https://avtozapchasti56.ru/narodnye-sredstva/narodnye-sredstva-pri-dizartrii/

Методы лечения детской дизартрии

Лекарство при дизартрии

Зачастую невозможно назначить лишь логопедический курс лечения, так как дизартрия — не самостоятельное заболевание, а следствие дисфункции нервной системы.

Но независимо от причины патологии потребуется проведение следующих мероприятий:

  • развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики;
  • совершенствование дикции;
  • исправление звукопроизношения;
  • формирование мелодического аспекта речи;
  • лечебная гимнастика.

Совершенствование дикции

Такие процедуры целесообразно проводить как в специальных учреждениях, так и в домашней обстановке.

Классификация заболевания

Многое зависит от степени дизартрии:

  • стёртая, или лёгкая;
  • средняя;
  • тяжёлая.

Первая не ограничивает ребёнка ни в чём: он обучается в обычной школе, нормально воспринимает и устную, и письменную речь. Единственное, что потребуется, — логопедическое вмешательство. Средняя и тяжёлая разновидности потребуют нахождения ребёнка в специальном учреждении.

Степени дизартрии

Лечение медикаментами

При следующих видах дизартрии врач назначает медикаментозное лечение:

  • бульбарный (местный паралич мышц, трудности при глотании);
  • мозжечковый;
  • корковый (поражение того участка коры мозга, который отвечает за артикуляцию);
  • подкорковый (нарушение в подкорковых узлах);
  • экстрапирамидная (дисфункция лицевых мышц);
  • псевдобульбарная (центральный паралич мышц).

Все перечисленные виды патологии вызваны поражениями головного мозга разной степени тяжести.

https://www.youtube.com/watch?v=YtHuL1Jrcvs

Курс лечения всегда индивидуален. Обычно назначают препараты типа ноотропов:

Лекарство Энцефабол

Лекарство Фенибут

Лекарство Глицин

  • семакс;
  • кортексин;
  • церебролизин;
  • церепро.

Действие медикаментов одинаково: улучшение памяти и умственной деятельности.

Упражнения и гимнастика

В эту группу, помимо артикуляционной и лечебной гимнастики, входит массаж (точечный и логопедический).

Логопедический массаж

Мероприятия такого рода производятся ежедневно.

Массаж

Массаж направлен на развитие лицевых мышц. Он может выполняться родителями, специалистами и самим ребёнком. Процедуры просты:

  • поглаживание, легкое пощипывание кожи нижней челюсти, щёк и губ;
  • сближение губ в вертикальном и горизонтальном положении с помощью пальцев;
  • поглаживание мягкого нёба подушечками среднего и указательного пальцев в направлении «от себя» (не дольше 2 минут).

Самостоятельно ребёнок может заниматься перед зеркалом: он должен пытаться повторить движения губ при произнесении звуков, которые видит у взрослых. Хорошим подспорьем станут картинки с изображением человека, произносящего звуки.

Массаж лицевых мышц

Тренировка речевого аппарата

Допустимы следующие упражнения:

  • медленное открывание и закрывание рта;
  • задержка рта на несколько секунд в открытом и полуоткрытом положении;
  • вытягивание губ в букву «о»:
  • поднятие губ и обнажение зубов (так называемый оскал).

Существует особая детская разновидность гимнастики — сладкая. Для выполнения упражнений используются леденцы на палочках и обычные твёрдые карамельки. Ребёнок зажимает леденец губами (при этом зубами придерживать нельзя), а родитель пытается за палочку вытащить конфету. Вместо сладкого иногда используют марлю или другой мягкий, не способный травмировать слизистую предмет.

Гимнастика с леденцом

С карамелью производят другие манипуляции: смазывают ей разные углы рта и губы ребёнка, задача последнего — облизать обработанные отделы ротовой полости. Данное упражнение способствует укреплению мышц языка.

Ребенок облизывается

Физкультура

Больному дизартрией нужно развивать вестибулярный аппарат. Особенно популярно упражнение с прыжками: ребёнок, стоя на одной ноге, начинает приподниматься на носок и опускаться (взрослый поддерживает его за талию или руки); после чего ребёнок невысоко подпрыгивает на той же ноге.

Некоторые специалисты рекомендуют проводить процедуру контрастного душа и закаливания.

Для развития мелкой моторики ребёнку предлагаются игры:

  • пазлы;
  • пластилин;
  • конструкторы;
  • счётные палочки и др.

Дыхательная гимнастика

Ранее этот метод считался альтернативным, сейчас его действенность научно доказана. Дыхательная гимнастика устанавливает плавность речи.

Какие бы методики вы ни выбрали, существует определённый «костяк»:

  • вдохи производятся через нос и имеют резкий, «шмыгающий» характер;
  • выдохи осуществляются по инерции, концентрировать внимание на них не нужно.

Как правило, параллельно с дыхательными выполняются лёгкие физические упражнения: плавное поднятие и опускание рук, разминание плечевых суставов, вращение кистей и проч.

Дыхательные упражнения

Логопедические упражнения

Цель логопеда всегда одна — речь ребёнка должны понимать окружающие. Соответственно, его задача — «поставить» произношение разных звуков. Курс лечения назначается индивидуально в зависимости от состояния ого аппарата. Функции родителей — закрепление и повторение уже пройденного.

Как правило, параллельно с дыхательными выполняются лёгкие физические упражнения: плавное поднятие и опускание рук, разминание плечевых суставов, вращение кистей и проч.

Занятия с логопедом

Прогноз

Иногда врачи рекомендуют использовать рефлексотерапию, т.е. иглоукалывание, и гирудотерапию, т.е. лечение пиявками. Оба метода являются альтернативными, они пришли в нашу страну из восточных государств и пока никак себя не зарекомендовали. Однако вред ни та, ни другая процедура не наносит.

Время лечения во многом зависит от степени заболевания и интенсивности занятий. В некоторых, особо сложных случаях вылечить дизартрию невозможно, так как нарушения тканей головного мозга необратимы. В других — достаточно месяца или двух. Средний курс терапии составляет около полугода.

Источник: http://lechenierebenka.ru/metody-lecheniya-detskoj-dizartrii/

Проявления дизартрии в детском возрасте, диагностические и лечебные мероприятия

Лекарство при дизартрии

Дизартрия у детей является относительно распространенной патологией произносительной способности речи, которая нарушена по причине плохой иннервации мускулатуры артикуляционного аппарата.

Заболевание может характеризоваться изменениями моторной и дыхательной функции речи, патологией воспроизведения звуков, искажением голоса.

В тяжелых случаях у пациентов отмечается отсутствие речевой функции.

При обнаружении дизартрической симптоматики больному показана консультация невролога и логопеда. Невролог направляет на дополнительные методы исследования (ЭЭГ, МРТ, ЭНМГ и другие).

Логопед оценивает состояние устной и письменной речи.

Терапия болезни включает коррекцию речевых нарушений, лечебные мероприятия (медикаменты, массаж, лечебная физкультура), гимнастику для тренировки органов артикуляции, логопедические массажные манипуляции.

Понятие дизартрии, этиологические причины, разновидности патологии

Дизартрия – это изменение речевой функции, которое сопровождается неправильной работой артикуляционного аппарата, изменением голоса, ритмичности речи, интонации, дыхания. При этой патологии возникает повреждение мозга, вызывающее нарушение психофизических процессов в нейронах, что ведет к плохой иннервации мышц артикуляции.

Дизартрия в МКБ имеет код R47.1. Распространенность болезни у детей в среднем 5-6%, но постепенно отмечается увеличение частоты встречаемости, особенно в последние несколько лет. У пациентов с детским церебральным параличом дизартрические нарушения диагностируют в 70-85%.

Дизартрия возникает по причине поражения головного мозга.

Повреждение мозговой ткани провоцируют токсикозы во время вынашивания плода, особенно в третьем триместре, дефицит кровотока матки, несовпадение резус-фактора у матери и малыша, хронические болезни беременной, травмы, аспирация околоплодными водами, обвитие пуповиной, желтушный синдром, роды раньше срока. Дизартрия часто встречается при детском церебральном параличе. Чем тяжелее двигательные нарушения у пациентов с ДЦП, тем сильнее выражены дизартрические проявления.

Дизартрические нарушения иногда провоцируют воспалительные и инфекционные болезни головного мозга: менингит, энцефалит.

Также патологию речевой функции вызывают рассеянный склероз, болезнь Паркинсона, миастения, нейросифилис, олигофрения, миотония и другие.

У малышей дизартрические изменения возникают по причине перенесенного отита, гидроцефального (гидроцефалия) или интоксикационного синдрома, травмы мозга.

Существует классификация, которая была создана для неврологов и логопедов. Она составлена по локализационному и синдромологическому принципу.

Классификация в неврологии (пять разновидностей патологии):

  1. Бульбарная.
  2. Псевдобульбарная.
  3. Экстрапирамидная (подкорковая).
  4. Мозжечковая.
  5. Корковая.

Бульбарная разновидность болезни спровоцирована повреждением ядер черепно-мозговых нервов, а именно языкоглоточного, подъязычного, блуждающего. Псевдобульбарная – обусловлена повреждением корково-ядерных проводящих путей.

Экстрапирамидный вид возникает по причине повреждения подкорковых ядер. При мозжечковой разновидности заболевания поражены структуры мозжечка и его проводящие волокна.

Корковая форма спровоцирована очагами повреждения коры мозга.

При ДЦП различают следующие разновидности болезни:

  • спастико-ригидная;
  • спастико-паретическая;
  • гиперкинетическая;
  • атактическая;
  • атактико-гиперкинетическая.

В логопедии разграничивают четыре степени дизартрических нарушений. Они отличаются степенью выраженности речевых нарушений. Классификация позволяет оценить состояние пациента, поставить диагноз, определиться с планом коррекции речи.

Степень дизартрических нарушенийОписание
1 (стертая дизартрия)Нарушения звукопроизношения определяются только логопедом во время специфического обследования.Изменения минимальные, поэтому не заметны для окружающих.
2Патологию речи могут услышать окружающие, но при этом речь понятна.
3Понимают речь только родственники и друзья пациента, посторонние люди испытывают затруднение в разборе речи.
4Речевая функция отсутствует или не понятна для родственников.

Клинические проявления болезни

Речь больных дизартрией невнятна, звуки произносятся нечетко. Невнятность вызвана плохим проведением нервных импульсов к органам артикуляции. Из-за этого у больного выявляются как речевые, так и неречевые изменения.

Патология моторной функции органов речи провоцирует сильный спазм, сниженный тонус или дистонию мышц артикуляции. Из-за спазма мускулатуры у больного возникает полное смыкание губ, недостаточность движений артикуляции.

Если наблюдается гипотония мускулатуры, то язык располагается на дне ротовой полости, губы разомкнуты, рот немного открыт. У больного можно увидеть сильное слюнотечение. Так как парализована мускулатура мягкого неба, пациент говорит в нос.

При наличии мышечной дистонии во время речи слабый тонус мускулатуры сменяется повышенным.

Патология звукопроизношения может иметь различную степень клинических проявлений. Дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием проявляется единичными нарушениями воспроизведения звуков.

Тяжелые степени болезни сопровождаются неправильным воспроизведением звуковых единиц, их пропусками или заменами; разговор дошкольника или школьника непонятный, медленный. Пациент с более тяжелой формой патологии не хочет много разговаривать, так как испытывает дискомфорт во время речи.

А когда у больного имеется тяжелая (4) степень дизартрии, он вообще не может говорить.

Характерными симптомами дизартрических нарушений считаются стойкость изменений, трудность их коррекции. Для купирования проявлений неправильной речи нужно длительное лечение и занятия с логопедом.

У больного изменены практически все звуковые единицы, даже гласные звуки, отмечается межзубное и боковое воспроизведение шипящих и свистящих.

Пациенты часто произносят звуки более звонко или слишком мягко (твердые согласные).

Характерным признаком патологии считается изменение дыхания во время разговора. У больных более продолжительный выдох, дыхательные движения учащены, часто прерываются. Голос звучит тихо, угасает по мере разговора. Пациент говорит без интонации.

У больных нарушено слуховое восприятие, анализ и синтезирование звуков. Словарный запас недостаточно сформирован, нет грамотности речи. Во время логопедического обследования диагностируется общее и фонематическое недоразвитие речи, нарушение письма.

Проявления клинических форм патологии

При бульбарной разновидности болезни отмечается нарушение сосания, жевания, отсутствие мимики, рефлексов, нарушение глотательной функции, повышение отделения слюны, низкий тонус органов артикуляции. Движения во время речи сильно упрощены, речь невнятная. Звуки при разговоре не различимы друг от друга, имеется назальный оттенок при воспроизведении звуков.

Псевдобульбарная разновидность патологии характеризуется парезом и избыточной сократительной активностью мускулатуры. Выявить заболевание можно по изменению двигательной активности языка. Больной не может поднять кончик языка вверх, направить в стороны, зафиксировать в одном положении.

Пациенты часто не способны переключиться с одного звука на другой. Отмечается нарушение содружественных и произвольных движений мышц артикуляции. В тяжелых случаях наблюдается повышенное образование слюны, патология глотания. Речь непонятная, в разговоре слышен носовой оттенок.

Больной не может нормально воспроизвести сонорные, свистящие и шипящие звуковые единицы.

https://www.youtube.com/watch?v=bLHtDgaLajU

Подкорковая форма патологии отличается наличием непроизвольных сокращений мускулатуры органов артикуляции. Гиперкинезы появляются вне речевой активности, усиливаются во время разговора, что приводит к спазму мышц.

У больных изменен и ослаблен голос, возможны гортанные выкрики, быстрый или медленный темп речи, наблюдается заикание.

Подкорковая форма может диагностироваться одновременно с другими разновидностями дизартрических нарушений.

Мозжечковая разновидность характеризуется патологией работы артикуляционного аппарата, тремором языка, выкриками, толчкообразной речью. Больной скандирует речь – «рубит» слова и предложения.

Разговаривает медленно и непонятно. Звуки, которые образуются за счет передней части языка и губ, произносятся неправильно.

Сопутствуют речевым нарушениям шаткая походка, плохое равновесие, неловкость во время двигательной активности.

Корковая форма болезни проявляется изменением произвольных артикуляционных движений. У пациента нарушено дыхание во время разговора, изменен голос. Он не может нормально писать, читать, понимать речь на слух.

Диагностические мероприятия

Диагностические мероприятия начинаются с обследования у невролога и логопеда. Дальнейшее ведение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) осуществляется этими же специалистами. Больного сначала направляют к неврологу. Он проводит осмотр, осуществляет сбор анамнестических данных, проводит дополнительное обследование.

Дополнительные способы диагностики:

  • Электроэнцефалография.
  • Электронейромиография.
  • Магнитно-резонансная томография и другие методики.

После полного неврологического исследования специалист ставит диагноз и направляет на осмотр к логопеду. Логопед проводит специальное обследование, которое включает оценку работы органов артикуляции, мимики, дыхания во время разговора.

Он изучает анамнестические данные пациента, особенно этап развития речевой функции (характер воспроизведения звуков, темп и ясность речи). Если больной умеет писать, логопед оценивает характер письма.

По результатам исследования специалист пишет логопедическое заключение.

Лечебные мероприятия

У детей лечение дизартрии осуществляется как неврологом, так и логопедом. После проведенного обследования невролог назначает лекарственную терапию.

Больному показаны препараты, снимающие спазм мускулатуры, а также лекарства, улучшающие иннервацию мышц. После или во время курса терапии пациенту показаны логопедические занятия.

Реабилитация также включает физиотерапевтические методики лечения.

Физиотерапия при дизартрических проявлениях:

  • Точечные, сегментарно-рефлекторные массажные процедуры.
  • Акупрессура, лечебная физкультура.
  • Механотерапия.
  • Иглорефлексотерапия.
  • Гирудотерапия.

Помимо этих методов, ребенку рекомендуют дельфинотерапию, сенсотерапию, изотерапию, лечение песком и другие. Они проводятся вместе с логопедическими занятиями, позволяют успокоить ребенка, создать благоприятную атмосферу. Работа с пациентом проходит в детских садах (ДОУ), в условиях школы, кабинете логопеда. Лечиться можно и в домашних условиях. Дома с малышом должны заниматься родители.

Логопедические занятия с дошкольниками направлены на улучшение мелкой моторики. Для этого активно применяют пальчиковую гимнастику. На занятиях также развивают работу артикуляционных органов, что достигается регулярным использованием логопедического массажа и тренировкой речи и мимики.

Активно осуществляют тренировку речевого дыхания путем проведения дыхательной гимнастики. Важно скорректировать тембр и силу голоса. Для этого делают специальные ортофонические упражнения.

Занятия направлены на улучшение звукопроизношения. Так как многие дети говорят без выражения, логопед учит ребенка использовать интонацию. Специалист старается довести воспроизведение звуков до автоматизма. Это делает речь более внятной и чистой. У больного развивают правильное чтение и письмо.

Логопедическая коррекция дизартрии у ребенка может занять много времени, так как дефекты речи очень стойкие. Детям и родителям нужно набраться терпения, чтобы достичь успеха в лечении болезни.

Прогноз и профилактические мероприятия

Прогноз зависит от степени тяжести заболевания − чем тяжелее патология, тем сложнее она поддается лечению. Очень большое значение в коррекции дефекта играет лекарственная терапия, которую назначает невролог. Правильно проведенное медикаментозное лечение значительно облегчает работу логопеда. Также прогноз заболевания зависит от стараний пациента и поддержки его близких.

Когда больной старается, выполняет все рекомендации докторов и логопеда, то и вероятность нормализации речевой функции намного выше. Если речь исправлена полностью, пациент может учиться в общеобразовательной (обычной) школе.

Тяжелые формы дизартрии поддаются только частичной коррекции. Ребенок с такой формой болезни может посещать специальные учреждения с логопедическим уклоном: детские сады, школы. В таких детских коррекционных заведениях с пациентами совместно работают неврологи, психологи, психотерапевты, специалисты по лечебной физкультуре, массажу, логопеды.

Профилактика болезни направлена на улучшение здоровья беременных женщин. Пациентки, планирующие беременность, должны вовремя лечить хронические заболевания, инфекции половых органов. Во время вынашивания плода следует избегать стрессовых ситуаций, посещения мест с большим скоплением людей (кинотеатры, рестораны, кафе, театры).

При появлении угрозы прерывания беременности, эклампсии или других проблем следует обращаться к гинекологу. В такой ситуации лучше лечь в стационар для сохранения беременности. Во время вынашивания плода нужно отказаться от спиртного, курения, так как вредные привычки сильно повышают вероятность развития гипоксии.

После рождения малыша женщине нужно оградить его от инфекционных заболеваний (грипп, нейроинфекции), травматизма, интоксикаций. Токсины и инфекционные агенты в младшем возрасте могут сильно повредить мозг. Если у ребенка появились признаки дизартрических нарушений, следует немедленно обратиться к неврологу для своевременного начала лечения.

Заключение

Дизартрия – это серьезное нарушение речевой функции, которое мешает жить ребенку.

Чтобы предупредить возникновение неблагоприятных последствий, нужно проводить профилактические мероприятия, направленные на улучшение здоровья женщин, а также детей до 1 года.

При обнаружении болезни следует вовремя обращаться к врачу. Ранняя диагностика позволит своевременно начать терапию, полностью справиться с дефектом, вернуться к нормальной жизни.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/narusheniya-rechi/dizartriya-u-detej/

Медикаментозное лечение речевых нарушений

Лекарство при дизартрии

Этот пост не носит рекомендательный характер, это всего лишь краткий обзор ноотропных и других препаратов, применяемых при лечении речевых нарушениях и моя субъективная оценка их эффективности.

Ноотропы — это вещества, оказывающие специфическое позитивное влияние на высшие интегративные функции мозга.  Они улучшают умственную деятельность, стимулируют когнитивные (познавательные) функции, облегчают  процесс обучения, улучшают  память, стимулируют  интеллектуальную деятельность.

Здесь я расскажу только о препаратах, которые я применяла для лечения  своего ребёнка.

Энцефабол – препарат, который улучшает патологически сниженные обменные процессы в тканях головного мозга, снижает вязкость крови и улучшает кровоток. Улучшает кровообращение в ишемизированных участках мозга, увеличивает их оксигенацию (насыщает кислородом), усиливает обмен глюкозы.

Этот препарат растормозил нашу речь, до его применения сын не говорил вообще ничего и не понимал обращённую речь. После 8-ми недельного курса он стал понимать окружающих и у нас появилось звукоподражание (звукосочетания отдалённо напоминающие мяу, гав, бе).

После второго курса появились слова МАМА, ПАПА. Единственное, этот препарат растормаживает и без того не спокойных детей, мой только что по потолку не бегал. Но после окончания курса лечения всё проходит.

Всё это вполне можно пережить, ведь польза значительно перекрывает  неудобства от «одичавшего» ребёнка.

Пантогам (гопантеновая кислота) — это наиболее мягко действующий метаболический церебропротектор с минимально выраженным стимулирующим влиянием на ЦНС.

Препарат улучшает энергетический обмен в мозге, и другие  различные виды обмена в клетке, обладает противосудорожным действием, уменьшает моторную возбудимость с одновременным упорядочением поведения.

Повышает умственную и физическую работоспособность.

Пантогам своего рода “витаминки” для мозга. Препарат неплохой, практически все речевики на нем хорошо идут. Мы пантогам применяли в связке с глицином, ведь глицин усиливает действие гопантеновой кислоты. Результат от него заметен, но менее выражен, чем от энцефобола.

Глицин является регулятором обмена веществ, нормализует и активирует процессы защитного торможения в центральной нервной системе, уменьшает психоэмоциональное напряжение, агрессивность, конфликтность, повышает умственную работоспособность и социальную адаптацию, облегчает  засыпание и нормализует сон.

Фенибут облегчает передачу нервных импульсов в ЦНС. Улучшает функциональное состояние мозга за счет нормализации обмена веществ в тканях и влияния на мозговое кровообращение. Снижает чувство тревоги, напряженности, беспокойства и страха, уменьшает  раздражительность, эмоциональную лабильность, повышает умственную работоспособность.

Наш опыт применения этого препарата печален. Нам его назначил психиатр для устранения раздражительности. Но эффект был диаметрально противоположным, сын стал  совсем неадекватным, закатывал жуткие истерики, орал часа полтора по пустяковой причине, и такие скандалы устраивал 3-4 раза в сутки.

Он практически не спал, в общем, мягко говоря, был бешеный. После отмены препарата такой эффект продержался несколько дней. Я сама в тот период чуть не свихнулась.

С тех пор мы сторонимся нейролептиков (а фенибут больше нейролептик, чем ноотроп) и используем травяные сборы с мягким седативным эфектом.

Семакс влияет на процессы, связанные с формированием памяти и обучением. Усиливает избирательное внимание в момент восприятия и анализа информации, улучшает закрепление памятного следа и его хранение, что находит применение, как у здоровых лиц, так и у пациентов с различной неврологической патологией, в том числе и детей речевыми нарушениями.

Мне он понравился удобством применения — не надо ребёнка уговаривать выпить лекарство, просто закапал в носик и всё. Препарат быстро всасывается со слизистой оболочки носовой полости, быстро проникает в мозг.

И курс лечения этим средством в отличие от других ноотропов очень короткий — 3-5 дней. Побочных явлений, у нас не было не каких. Лечебный эффект то него хороший, стойкий.

Однако большим недостатком семакса являются его строгие условия хранения — он постоянно должен лежать в холодильнике (теряет лечебные свойства при температуре выше  +10 гр.).

Церебролизин повышает эффективность энергетического обмена веществ в мозге, предотвращает гибель нейронов в условиях гипоксии и ишемии, оказывает положительное влияние при нарушениях познавательных функций, улучшает концентрацию внимания, процессы запоминания.

Пожалуй, самый результативный  из инъекционных препаратов. После каждого курса церебролизина у нас появлялись приобретения (расширение пассивного и активного словаря, появление в речи глаголов и т. д.). Количество курсов лечения этим препаратом у нас уже неисчислимо.

Кортексин улучшает процессы обучения и памяти, стимулирует процессы самовосстановления в головном мозге, ускоряет восстановление функций головного мозга после стрессорных воздействий.

Единственное лекарство, от которого не было никакого эффекта, ни положительного, ни отрицательного. Сам по себе препарат хороший, и я наблюдала детей, которые на нём отлично идут.

Ходят слухи,  что после него часто возникают осложнения, но лично я подтверждений этому не знаю.

Церепро улучшает кровоток и усиливает обменные процессы в ЦНС, оказывает положительное влияние на познавательные и поведенческие реакции больных с сосудистыми заболеваниями головного мозга, восстанавливает сознание  при травматическом поражений головного мозга.

Этот препарат российский аналог глиатилина. Оба препарата, по моему мнению, бесспорно хороши. “Ума” добавляют, познавательные процессы активизируют, речь стимулируют.

Выбирать какие из описанных препаратов показаны конкретному ребёнку может только врач, ведь несмотря на один диангоз, динамика у разных детей очень варьирует, так как  степень поражения речевых зон и причины различны, а следовательно и результаты лечения могут различаться.

Кроме неврологических препаратов я своему сыну давала в обязательном порядке препараты йода, так как от него напрямую зависят умственные способности. А в нашем регионе наблюдается недостаток этого химического элемента.

Источник: http://logomamik.ru/medikamentoznoe-lechenie-rechevyih-narusheniy.html

Лечение24
Добавить комментарий